Пн - Пт: 09:00 - 17:30

+375 44 727 22 00 +375 17 336 61 00
Главная
Блог
Что такое ЭЦП: использование в современном бизнесе

Что такое ЭЦП: использование в современном бизнесе

Вера Харитончик

Специалист по электронному документообороту

ЭЦП (электронная цифровая подпись) - уникальный закодированный код, посредством которого производится идентификация ее предъявителя в виртуальном мире. Физическому или юридическому лицу присваивается сертификат ключа электронной подписи, и с этой секунды отсчитывается срок действия ЭЦП. Дата начала действия сертификата всегда указана в реестре.

Сроки ЭЦП регулирует нормативная база белорусского законодательства.

Стандартный срок действия сертификата ЭЦП от 1 до 2 лет.

Причины истечения срока действия ЭЦП для юридических лиц.

Согласно актуальному законодательству сертификат ключа теряет валидность в таких случаях:

  • Закончился эксплуатационный период. Необходимо заново пройти процедуру получения ключа.
  • Собственник подписи по определенным причинам отозвал ЭЦП. Этот момент необходимо документально заверить в удостоверяющей компании. Заявление пишется по установленному образцу.
  • Закончился срок действия сертификата, его нужно обновить.
  • Другие случае, указанные в законодательстве.

Если срок действия ключей ЭЦП истек, актуально продлить его. Это поможет быстро восстановить процесс электронного документооборота в Вашей компании.

Где и как можно получить цифровую подпись?

ЭЦП и атрибутные сертификаты в Республике Беларусь выдает РУЦ ГосСУОК. 

Процедура получения ЭЦП состоит из таких шагов:

  • Переходите на сайт РУЦ ГосСУОК, далее в раздел "ГОССУОК". Записываетесь в специальной форме "Предварительная запись". Это сэкономит Вам время и не придется ждать в очередях. В диалоговом окне выбираете цель визита в РУЦ ГосСУОК, в нашем случае, например, "Издание сертификата".
  • Далее возвращаетесь в раздел "ГОССУОК", нажимаете "Услуги" - "Узнать стоимость услуг и скачать документы на оплату". Из списка выбираем "Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц" - Код услуги в зависимости от Ваших задач (носитель ключевой информации, ЭЦП-М и т.д.).
  • После получения счет-фактуры в электронном виде возвращаетесь в раздел "ГОССУОК"- "Документы", собираете весь перечень документов.
  • В назначенное время с пакетом документов и квитанцией об оплате приходите в РУЦ ГосСУОК. 

Электронная цифровая подпись должна соответствовать всем техническим требованиям, указанным в законодательстве. 

РУЦ ГосСУОК гарантирует безопасность конфиденциальных сведений о клиентах и их обработку в точном соответствии с актуальным законодательством.

Срок изготовления ЭЦП.

Как правило, выпуск электронной подписи занимает не более одного - двух часов. Скорость завершения процедуры зависит от оперативности удостоверяющего центра и правильности всех представленных заявителем данных и документов.

Как аннулировать срок действия ЭЦП или отзыв сертификата открытого ключа.

Если еще не истек срок действия ЭЦП, но его владелец по определенным причинам хочет ее отключить, ему нужно подать соответствующее заявление в  РУЦ ГосСУОК.

Отзыв сертификата открытого ключа выполняется  на основании предоставления Владельцем сертификата открытого ключа заявления на отзыв сертификата открытого ключа. Клиент может потребовать механическую ликвидацию носителя электронного ключа – симки или флешки. Этот шаг предотвращает возможное восстановление сертификата и применение в незаконных целях. Для этого в дополнение к заявлению нужно заполнить специальный акт. 

РУЦ ГосСУОК не только определяет период использования атрибута, но и продлевает его, сокращает, аннулирует.

Как узнать срок действия ключа ЭЦП?

Как уже говорилось выше, максимальный период годности сертификата ключа ЭЦП — от 12 до 24 месяцев. После окончания срока действия сертификата  ключ необходимо или продлить, или аннулировать.

В полученном Вами сертификате токена/ЭЦП-М указаны дата начала и завершения его актуальности. 

1. Как узнать срок действия ЭЦП вручную?

Информация о сроках актуальности содержится в самом цифровом сертификате. Его посмотреть можно при помощи заранее установленного программного обеспечения, которое может расшифровывать содержимое сертификата.

2. Как проверить срок ЭЦП онлайн?

Это самый простой способ, как узнать срок ЭЦП. 

Сервис «Проверка ЭЦП» в ЭДиН был создан для повышения удобства пользования системой электронного документооборота «ЭДиН». Этот сервис помогает проверить валидность электронно-цифровой подписи, которой заверен электронный документ с расширением e-doc и pdf.

О том, как проверить подлинность ЭЦП через ЭДИН, можете почитать здесь.

Для проверки ЭЦП применяются сертифицированные средства в Республике Беларусь: Avest CSP (разработчик ЗАО «АВЕСТ»).

Как проверяется подлинность сертификата ЭЦП?

Подлинность открытого сертификата ЭЦП проверяется по трем критериям:

1. Актуальность эксплуатационного срока.

2. Отсутствие сертификата в перечне аннулированных.

3. Принадлежность к числу документов, выданных аккредитованными удостоверяющими органами.

Срок действия ЭЦП истек: инструкция.

После окончания срока актуальности открытого ключа ЭЦП необходимо пройти процедуру продления. Для пролонгации нужно оформить услугу продления сертификата. Это можно сделать личным визитом в ГосСУОК, заранее записавшись. В зависимости от формы собственности при себе нужно иметь определенный перечень документов.  

оценок

Написать комментарий

ЭДиН OOO "Электронные документы и накладные" 2015-2019